НЕБЕСНЫЕ ЛАНДШАФТЫ И ПУТИ В НИХ
„Кто в море не бывал, тот страху не видал“, говорит старинная пословица. Но как же сказать тогда про воздушное море, где страшны не только более грозные атмосферные полны, с их провалами и вихрями, но еще и облака закутывающие пространство на самых различных высота! и часто разобщающие воздушные суда с их пристаням! даже при самой непосредственной близости между ними: Бесконечно красиво море, даже при кажущемся одно образии его, в разных видах и при разной погоде… Н( сколь красивее и величественнее воздушный океан, в ко тором причудливые облака, вечно меняющие свое мест! и форму, то сверкающие на ослепительном солнце, ті
гнездящиеся в темноте и мраке, дают самые разнообразные краски, тона и переливы!
А летчики, странствуя в высотах и наслаждаясь всеми красотами их, должны одинаково бороться с атмосферными напастями и хорошо разбираться в облачных „ландшафтах", чтобы этим облегчить прохождение своего пути и благополучное его окончание. Если самая „донная" зона атмосферы, как самая беспокойная, легко может быть изъята из области, служащей для воздушного сообщения, то в отношении к облачным образованиям дело обстоит совершенно иначе. В наших средних широтах главные массы облаков пребывают на высоте до 5—6 тыс. метров, т. е. как раз в этой сфере, где должны оперировать суда воздушного флота. Тем больше, значит, практического интереса заключают в себе эти небесные ландшафты.
С земли облака представляются какими-то хлопьями ваты, наклеенными где-то на различных высотах. Но сколько этой ваты в высоту, — не только не видно, но и трудно определимо. Для летчиков же существенно важно именно это последнее обстоятельство, им постоянно приходится наблюдать облака и с фасадной стороны. Как общее правило, у земли облака собираются в более густые и высокие массы, а по мере удаления от „дна" толщина облаков делается все меньше. Это происходит потому, что с высотой падает температура, а количество влаги, способной висеть или плавать в воздухе, определяется именно температурой и силой восходящих токов. Поэтому облака верхней половины тропосферы, именуемые в разных образованиях перисто-слоистыми, перист о-к учевыми и просто перистыми, — для летчиков вообще незаметны: они представляют собой слишком тонкую и редкую пелену, видимую лишь издали. (Из этих облаков особенно интересны перистые плаваю-
шиє на высотах от 8 до 12 тыс. метров; при низкой температуре капельно-газообразное строение сменяется в них твердыми кристаллами, в виде мельчайших ледяных иголок). Но в нижней половине тропосферы дело обстоит иначе.
На высоте от 1 до 2 тыс. метр, летчикам приходится встречаться чаще всего либо с наиболее распространенными кучевыми облаками (Cumulus) белого цвета, с куполообразными шапками, растущими в высоту, либо с темными дождевыми тучами (Nimbus), совершенно бесформенными, с рваными раздерганными краями и часто с клочьями вблизи.
Под этими облаками расстилаются часто серые слоистые облака (Stratus), образующиеся из дымки. Придавленные сверху теплым инверсионным слоем, они стелются горизонтально, покрывая собой значительную площадь обычно внизу, но иногда поднимаются в виде сероватой прозрачной пелены и до 3—4 тыс. метр, (высок о-с л о — исты е).
В отличие от них мрачные куч е-д ождевые облака (Cumulus-Nimbus) или грозовые тучи представляют собой высоченные башни, целые горы с острыми вершинами, доходящими до 6—8, даже до 10—11 тыс. метров, где они венчаются, как снегом, перисто-слоистыми образованиями. Отсюда исходят ливни, крупа или град.
Для летчиков прохождение кучевых облаков связано с „болтовней" и трепкой от восходящих токов, особенно сильных в центре образования; это усиливается, если по пути встречаются просветы, в которых бывают, наоборот, нисходящие токи. Хороший путь может быть под кучевыми облаками. Слоистые облака могут дать спокойный путь непосредственно над ними, в теплом слое; но здесь нужно остерегаться коварной близости с землей, особенно в местности пересеченной, и провалов в окнах, всегда
образующихся над долинами, водоемами и сырыми местами (см. рис. 14 и 16). Безобидные сами по себе, слоистые облака и высохший приподнятый туман — дымка — представляют сильную помеху в ориентировке; застилая собой все „дно“, они не только мешают летчикам распознавать место своего пребывания, но не позволяют часто делать посадку даже на хорошо знакомом аэродроме.
Наибольшую же опасность в самих себе таят, конечно, могучие грозовые тучи. Неся грозу, бурю, ураган, облагая быстрым горизонтальным перемещением и тая в себе їругие разрушительные силы, эти тучи являются подлинной грозой для воздушных судов, и от них одно лишь шасение — верная пристань.
Рис. 17. В памят О. Лилиенталя. |